"Туган тел"
Суббота, 04.05.2024, 03:15
ГлавнаяРегистрацияВход Приветствую Вас Гость | RSS

Меню сайта

Разделы по темам
Из прошлого (история) [5]

Наш опрос
Что делаете на нашем сайте?
Всего ответов: 152

Форма входа

Главная » Статьи » О нашем городе - о Кургане » Из прошлого (история)

КУРГАН В КОНЦЕ XIX ВЕКА
   С ноября 1848 г. по июль 1857 г. на поселении в нашем городе находился И.И. Завалишин, случайно попавший в число репрессированных вместе с декабристами после восстания 1825 года. В своем «Описании Западной Сибири» он очень тепло отзывается о Кургане: «Это приятный городок с прямыми улицами, 2 каменные церкви, 664 дома, 3552 жителя, из них окладных мещан – 488, ремесленников – 135, есть уездное и приходское училище, девичья школа, горбольница, новая каменная окружная тюрьма, хлебные и соляные магазины и общественный сад, в городской черте 17 заводов, почти все салотопенные, а в восьми верстах от города с 1848 г. крупчатый завод купца Вагина, огромнейший в целой Сибири, где на складе бывает до миллиона пудов пшеницы. Но он вредит судоходству и рыболовству. Город имеет запасной капитал в 23152 руб. в своем горбанке». Однако тут же Завалишин отметил большую грязь в городе, плохое освещение и отсутствие тротуаров.

    В 1856 году городничий Адам Бучковский добился, чтобы общество купцов и мещан выделило «на устройство девяти фонарей для освещения города Кургана 40 р. 50 к. и на содержание загородного гулянья 10 руб.» Фонари были масляные, впоследствии замененные на керосиновые. Отвечал за них специальный человек. В том же 1856 году на дома жителей Кургана были прибиты номера на деревянных дощечках, за что с жителей было взыскано «14 р. 25 к. со всех вместе». В 1857 году в планы городничего входило построить тротуары и балюстраду на Набережной улице, завести флаг и фонарь для выставления на каланче во время пожара и построить новые мосты через Тобол и речку Быструшку на восточной границе города.

    С 1875 года, согласно новому городовому уложению, главным органом городского общественного управления в Кургане становится городская Дума и городская управа. В мае 1879 года городская Дума ввела новый порядок содержания в исправности и чистоте улиц, площадей и пр. Она строго запретила вывозить навоз к озерам и реке, выбрасывать мусор на улицы, потребовала содержания водосточных канав в чистоте, особенно по Солдатской улице, где проходила главная канава дренажной системы, устроенной в городе в конце 70-х годов XIX века. Однако и пятнадцать лет спустя, в 1894 году, в «Тобольских губернских ведомостях» о Кургане говорилось: «Улицы наши грязны в ненастье, пыльны в ведро. Благодаря отсутствию тротуаров бедным пешеходам, особенно во время ярмарок, когда извозчики, заслышав свист пешего, стараются опередить один другого и бросаются всей биржей по направлению к седоку, бедным пешеходам приходится цепляться около стен домов из опасения быть раздавленными.

    Осенью же и весной перейти через улицу в калошах, какой бы глубины они ни были, возможности нет, и, чтобы не утонуть, предупредительные домовладельцы устраивают настилки из дров, палок, жердей и всякого древесного хлама, по которым вооружившийся палкой пешеход и совершает переправу. Освещение только на главной улице, на задних улицах фонарь от фонаря на пушечный выстрел и горят-то эти фонари только с вечера… Но что всего вопиющее, это столетие гниющее болото на задних улицах Кургана, требующее немедленной осушки…» Во время холерной эпидемии 1892 г. город почистили, с задних улиц вывезли веками накопленный мусор. На базарной площади засыпали речку Мойку, из-за зловонной, гниющей воды которой на площади невозможно было дышать. Однако благоустройству улиц было уделено весьма незначительное внимание, и на проезжей их части по-прежнему оставались такие ухабы, что «не только весною или осенью, но и во время сухого лета нельзя было проехать, не рискуя сломать себе шею
».

    Подготовка к сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1895 года заставила Курган снова почиститься и принарядиться. «Троицкая улица преобразилась в настоящий, хотя и пыльный проспект, – писали «Тобольские губернские новости», – с правой стороны к торговой площади, между барьером, устроен обсаженный с обеих сторон деревьями тротуар, устроены прекрасные съезды на площадь, переброшены красивые мостики через канавы. На задних улицах прокапывают канавы, и середины улиц возвышаются…»

    После сильных пожаров 1860-х годов, когда выгорело две трети города, стали активно строиться каменные и полукаменные дома в один и два этажа. К 1894 году в Кургане уже семь одноэтажных каменных домов, 21 двухэтажный и три трехэтажных, всего же в городе 1127 домов, из которых 140 застраховано – новое явление в жизни города, веяние времени. В городе из восьми улиц (не считая многочисленных переулков) работали 15 магазинов и 33 лавки «съестных припасов», а также более сотни частных лиц по продаже мяса, рыбы, хлеба, колбас и кондитерских изделий. Для приезжих были открыты четыре постоялых двора, 14 харчевен и одна гостиница. Вклады курганцев в городском банке составляли на 1894 год 852 тысячи рублей.

    К концу века несоизмеримо выросла курганская промышленность. Наиболее крупными являлись винокуренный и пивоваренный заводы Д.И. Смолина, мукомольные заводы, оснащенные по последнему слову техники. Д.И. Смолин первым установил на своих заводах паровые машины системы «Танге» и локомобили (динамо-машины) Шуккерта, которые приводили в действие механизмы и освещали электричеством цехи – за двадцать лет до строительства первой городской электростанции! Не отставали и другие промышленники. На паровой мельнице братьев Бакиновых, выстроенной в 1898 году, было установлено три паровых котла системы «Баркос и Вилькокс» в 140 лошадиных сил, и также устроено электрическое освещение от локомобиля. Использование самого современного, по меркам того времени, оборудования помогало добиться очень высокого качества продукции. Крупчаточная мука с мельницы Д.И. Смолина весьма высоко ценилась на рынке, ее сбывали не только по всей Тобольской губернии, но и в Омске, Петропавловске, Иркутске, Нижнем Новгороде и Москве. Высший, «олейный» сорт сала с курганских салотопенных заводов шел на парфюмерные заводы в Москве, сливочное масло поставлялось не только в европейскую часть России, но и за границу.

    «Может быть, не каждому известно, – пишет «Памятная книжка Тобольской губернии на 1884 год», – что турок получает коровье масло из Сибири через Ростов-на-Дону, лондонская гостиница освещается стеариновой свечей из сибирского сала, пуховая шляпа, покупаемая европейцем, приготовлена из шерсти сибирского зайца, сапоги, красующиеся на ногах немца, выделываются в Лейпциге из сибирской кожи…»

    Кроме электричества (пусть еще только на отдельных заводах) в город приходят и другие технические новинки. Уже в конце 80-х годов XIX века в Кургане успешно действовала телеграфная станция, через которую за год проходило более восьми тысяч депеш; с 1894 года для служебного пользования открыты восемь телефонных станций. С 1884 года купцом Шубиным была «заведена» типография для выполнения частных заказов. В 1890 году в городе числятся две фотографии – «немецкого подданного Альберта Баха» и мещанина Д. Понкратьева. А 19 сентября 1891 г. в доме братьев Меньшиковых на Троицкой улице открывает свое фотоателье Алексей Иванович Кочешев – замечательный фотограф, благодаря работам которого мы и сегодня можем увидеть Курган таким, каким он был в конце XIX – начале XX века.

    Проведение через Курган в 1893-1894 году железной дороги способствовало небывалому экономическому подъему города. Железная дорога сразу же «приблизила» Курган к европейской России; почту из Москвы по железной дороге стали получать на три дня раньше, чем из Тобольска. Значительно увеличился поток товаров, идущий к столичным центрам и, через порты, – в страны Европы. Две транспортные конторы – «Надежда» и «Россия», открытые на станции Курган, едва справлялись с объемом перевозок. Подводы, нагруженные мясом, сырыми кожами, салом, маслом, патокой, вереницей тянулись и день, и ночь к товарным дворам. Перед вокзалом со стороны города были устроены склады-ледники для хранения 40 тысяч пудов масла и льдохранилища для снабжения льдом специальных поездов, перевозивших сливочное масло в Москву, Санкт-Петербург и к портам Балтийского моря.

    «Тобольские губернские ведомости» от 6 ноября 1894 года сообщали: «Со дня открытия железной дороги по октябрь месяц (т.е. за год) поступило за перевозку грузов в местное казначейство 37822 руб. 42 4 коп., причем транспортной конторой «Надежда» отправлено до 20000 пудов разных грузов. Каждый пассажирский поезд до Омска выручает до 2000 руб., чего, говорят, во время постройки дороги совсем не ожидали».

    Невероятно бурное развитие получает экспортная торговля. В 1896 г. датский Торговый дом Г.И. Полизен открывает в Кургане первую экспортную контору по вывозу сливочного масла. Годом позже открываются контора М.Д. Кучкова, отправляющая за границу яйца и масло, и контора торгово-промышленного Товарищества «Бр. В. и Н. Бландовы», работавшая для Лондона. В 1898 году открываются конторы Э.Ф. Эсман, с отправкой продукции в Данию и Англию, и «Густав Беккер» – с отправкой масла, яиц и дичи в Германию. Еще через год в Кургане появляется отделение знаменитой фирмы Г.Г. Фиента, также отправляющей масло, дичь и живность в Лондон, открывается датская фирма «Карл Гольбек», а курганский купеческий сын Лев Дм. Смолин начинает экспорт зерна в Англию и Германию.

    Таким – деятельным, энергичным, предприимчивым – вступал наш город в новый, двадцатый век.

Елена Барышева
(по материалам книг А.М. Васильевой «Забытый Курган»
и Н.Ф. Емельянова «Город Курган»)
 
Категория: Из прошлого (история) | Добавил: Ak6ap (27.05.2011)
Просмотров: 4895 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 4.8/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Мини-чат
200

Погода в Кургане


Статистика
Яндекс.Метрика

Copyright MyCorp © 2024