Основная
работа по собиранию и изучению татарских народных сказок относится ко
второй половине XIX – первой половине XX в. Известный тюрколог, академик
В.В. Радлов специально посвятил 4-ый том своего многотомного издания
творчеству татар Западной Сибири и включает в него помимо других
фольклорных жанров еще и сказки. В 1898 г профессор Казанского
университета Н.Ф. Катанов публикует 14 сказок. Большой вклад в собирание
и анализ сказок внес К. Насыри, начиная с 1871 г он начинает помещать
произведения татарского фольклора в своих «Казанских календарях», а в
1900 г совместно с П.А. Поляковым переводит на русский язык и публикует
на обоих языках несколько татарских сказок.
Сказки, проходя через столетия, претерпевают различные изменения,
постепенно теряют свой первоначальный облик и приобретают более
современный облик. Поэтому при изучении сказок надо обязательно учесть,
что они отражают своим содержанием и идейной направленностью различные
временные промежутку, освещая те или иные духовно-нравственные и
общественные аспекты бытия.
При изучении и сопоставлении татарских сказок со сказками других народов
пришли к выводам, что они отражают исторические условия жизни татар, их
национальную психологию, быт, но в то же время включают основные
сюжетные мотивы, присущие сказкам остальных народам. Это особенно
хорошо видно в построении общего состава сказочного эпоса, в котором в
обязательном порядке присутсвуют сказки о животных, волшебные
приключенческие, бытовые сказки, а также примыкающие к ним народные
анекдоты (мэзэклэр).
Самое важное место в сказочных жанрах, бес сомнения, занимают сказки о
животных. Возникнув в глубокой древности, во времена охотничьей магии и
тотемистических верований они послужили первоначальным пластом
зарождающейся культуры и искусства, основой для возникновения остальных
сказок.
Основные персонажи татарских народных сказок – медведь, волк, лиса,
заяц, кот, собака, коза. Медведь изображается могучим, однако слишком
тяжелым на подъем. Зато он часто взаимодействует с людьми и помогает им
(«Медведь и старик»). Лиса, как и в других сказках, известна своем
остроумием и хитростью («Кэтэн Иванович», «Хитрая лиса», «Ябедник»).
Своей преданной дружбой к хозяину отличаются собака и конь. Коза и кот
изображаются хитрыми и находчивыми, благодаря чему часто им сопутствует
удача. Следовательно, сказки про животных основываются на реальных
натуралистических наблюдениях за жизнью и повадками как диких, так и
домашних зверей; они хорошо улавливают и передают их особенности.
Вековые наблюдения народа над миром животных устанавливают какие-то
общие закономерности совместного развития человека и Природы и их
влияния друг на друга. Люди же часто ассоциируются с представителями
животного царства. В результате всего этого сказки о животных становятся
долговечными и полными глубокого философского смысла.
В
волшебных сказках, так же как и в сказках о животных, мы встречаем
пережитки тотемизма, пантеизма и анимизма, а также связанной с ними
магии. Причем магия здесь проявляется в своей наиболее архаичной форме
(сила заговора и слова, волшебные бытовые предметы и т.д.). У татар
существует волшебно-тотемическая сказка «Ак буре» (Белый волк), в
которой отражены описанные моменты. В данной сказке волк выступаетв роли
покровителя и защитника человека, его друга и помощника. Но только при
одном условии: человек должен уважать его власть, не должен рубить
деревья и топтать травы в лесу без его разрешения. За непослушание волк
превращает двух старших братьев героя и все их войско в холодные камни. И
таких примеров, когда прослеживается сильная духовная связь между
человеком и зверем, их содружество и взаимоуважение, очень много. Уже
тогда люди поняли, как важно уметь находить общий язык с миром Природы,
быть в ладу с ним, проявлять доброту и уважение к Жизни.
Часто главным героем татарских сказок (как и многих других народов)
выступает третий сын какого-нибудь простого человека или единственный
сын старика и старухи, живущий на краю села или деревни. Другим
популярным героем волшебных сказок является также Таз (Плешивый).
Положительные герои, которые отличаются от всех других какой-либо особой
силой либо даром должны вести борьбу против сил зла и мирской
несправедливости. Таковым, например, является Камыр батыр из одноименной
сказки, который «за день вырастал как за месяц, а за один месяц
столько, сколько за год». Мотивы подвигов главных героев могут быть
различны: увезенная мать, задание царя и т.д. Однако главными всегда
оставался поиск невесты, который берет свое начало еще в древних
семейно-бытовых отношениях, когда женитьба состояла из ряда своеобразных
обрядов.