Меню сайта |
|
|
Разделы по темам |
|
|
Наш опрос |
|
|
Форма входа |
|
|
|
Навруз - праздник возрождения Жизни
Навруз
- это один из древнейших земледельческих праздников. На русский язык
его можно перевести, как «Новый день». Его происхождение связывают с
появлением земледельческого календаря. Сейчас его называют мусульманским
праздником, хотя он не имеет никакого отношения к этой религии. Он
отмечался задолго до появления ислама и его проведение даже не совпадает
с мусульманским календарем. Навруз – исконно языческое празднество,
проходившее в день весеннего равноденствия (21 марта по новому
календарю). По древнеиранскому солнечному календарю он приходился на
первый день месяца фарвардин. Сегодня его отмечают многие тюркские
народы, жители Ближнего Востока и Центральной Азии. Это в очередной раз
доказывает, что тесные связи народа с естественными циклами Природы и
языческая ментальность до сих пор сохранились и живут глубоко в душах
людей, в том числе и татар.
21 марта – время, когда равны день и ночь. Это граница, когда
оканчивается зима и Природа пробуждается для весны. Многие древние
народы отсчитывали новый год именно с этой даты. И в этом был глубокий
смысл. В отличии от сегодняшнего бессмысленного Нового Года, праздник
наших предков имел под собой важный логически-обусловленные
первопричины: начало пахоты и сева, от которых и зависело благополучие
людей тех времен. У славян отголоском этого праздника осталась
Масленица, которую церковь включила в свой искусственный календарь.
Сам Навруз уходит корнями в традиции древних восточных и южных
земледельцев. Он пережил не только арабское завоевание, но и стал частью
культуры многих народов, принявших ислам. Сейчас Навруз считается
национальным праздником для татар, башкир, узбеков, казахов, киргизов и
многих других народов.
Как же именно празднуют? Еще задолго до праздника, примерно за две
недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К самому празднику их
ростки достигают 5-7 см и являются главным украшением стола, символом
новой пробуждающейся жизни, нового года. Ближе к празднику зерно
проращивается еще раз, чтобы стать основой для праздничного блюда.
Примерно за неделю хозяева стараются привести в порядок свой дом:
сделать мелкий ремонт, побелить, покрасить помещения. Обязательно
стирается вся одежда, особенно детская, чтобы уберечься от сглаза и
смыть порчу.
Задолго до появления ислама у ираноязычных народов, как и у всех других,
существовал культ предков. Неделя перед Наврузом считалась посвященной
душам предков. Их поминали и делали подношения, прося помощи в следующем
году.
Сейчас праздник начинается еще затемно. Вся семья облачается в новые
одежды и собирается за освещенным столом. Стол накрывается особый и
называется он «хафт-син». Обязательно на нем должно быть семь (хафт)
продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы «син»: семена
руты – сипад, яблоко – себ, черные косточки – сиахдане, дикая маслина –
санджид, уксус – сирке, чеснок – сир и проросшее зерно – сабзи.
На
столе также должно стоять зеркало и свечи по числу членов семьи,
которые ни в коем случае нельзя гасить, пока они сами не догорят.
Обязательны большой праздничный хлеб, лепешки, чаша с водой, на которой
должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи,
миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашенные яйца. В
древности каждая из составляющих праздничного стола имела свой особый
сокровенный смысл, связанный с будущим урожаем и судьбой всей семьи. В
наше время, к сожалению, эти знания утеряны, но традиция до сих пор
жива. Помимо плова, традиционного на всех праздниках, уникальными
блюдами являются гуджа (мясная каша из семи сортов злаков) и сумалак
(халва, приготовленная из проросшей пшеницы с добавлением муки и
сахара).
Как только гости переступают порог дома, хозяин преподносит им блюдо с
проросшим зерном, поедание которого символизирует приобщение к
возрождению всего живого, а значит в конечно итоге к сохранению
вселенской гармонии. Потом начинаются всеобщие веселья, которые
перетекают на улицы, где в это время собираются музыканты, шуты и
народные умельцы. Зажигаются костры, и детвора вместе со взрослыми
начинают прыгать через пламя, веря в то, что священный огонь очистит их
души и поможет в наступающем году.
|
Категория: Татарские праздники | Добавил: Ak6ap (16.04.2011)
|
Просмотров: 6326 | Комментарии: 1
| Рейтинг: 2.3/3 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Поиск |
|
|
Мини-чат |
|
|
Погода в Кургане |
|
|
Статистика |
|
|
|