Особое место в ней занимает свадьба, представляющая из себя сложный
комплекс народных обычаев, игр и хореографии. В тех татарских свадебных
обрядах и песнях, что дошедших до наших дней, сохранились отдельные
элементы-отголоски древнейших семейно-бытовых отношений. В былые времена
браку придавалось особое значение, ведь женитьба это укрепление
межродовых, межплеменных отношений. Вполне возможно, что у древних татар
существовал обычай насильственного увоза невесты. Об этом можно
предполагать на основании некоторых моментов свадеб. Так, во время
свадьбы жених и его свита встречаются с рядом препятствий, которые
необходимо преодолеть, чтобы попасть к семье невесты. Назначение дружков
жениха, всегда охраняющих и защищающих его, по-видимому, тоже является
древним обычаем. В более поздние времена широко распространенной стала
засылка сватов к девушке и покупка ее за определенное вознаграждение. Об
отдельных элементах этих древнейших форм семейно-брачных отношений и
свадебной обрядности можно судить на основании некоторых игровых песен,
таких как «Круговая», «Серебристый тополь» и др.
Песня сопровождала не только все основные моменты самой татарской
свадьбы, но и являлась необходимым элементом ее подготовки. Во времена
помолвки крещенных татар родители жениха и невесты обменивались песнями,
например, такими:
Бегом пришла я на речку
За созревшей на берегу речки ягодой [плодами].
Если есть подобная атинской девушке,
то только — ангел в раю.
Почти что все основные моменты свадьбы: встреча свадебного шествия со
стороны жениха, встреча гостей, показ невесты и ее приданого, игрища и
гуляния и т.д. – все в той или иной степени сопровождалось особыми
песнями с обрядовым смыслом. При этом, после приезда жениха с компанией
песни начинали звучать, как диалог между двумя родами.
Полную противоположность представляли собой песни-причитания невесты,
которые занимают особое значительное место в свадебных обрядах
татар-мишарей и крещеных татар. В этих песнях невеста повествует о
счастливой жизни с родителями, о трудностях расставания с ними и родным
домом и обо всех тяготах новой жизни с мужем. Особую группу представляют
из себя причитания под названием «Тан, кучат», наполненные глубоким
лирическим содержанием и драматизмом.
Ну и конечно же драматической кульминацией всей свадьбы являлось
прощание невесты с родителями, также не обходившееся без печальных
причитаний:
Гладь большой дороги,
Серебряные монеты, медь...
Думали, не разлучимся,
Кажется, настает уже разлука.
Как видно из всего этого, свадьба у разных этнических групп татарского
народа сопровождалась разнообразными песнями, в которых отражались, как
различные этапы самого обрядового процесса, так и семейно-бытовые
отношения времени.
|