Яркость
и самобытность татарской культуры и искусства обусловлена наследием
традиций таких развитых государств, как Волжская Булгария, Золотая Орда и
Казанское ханство. Влияние ислама, принятого в 922 году также было
весьма значительно. Раньше в народу существовала древняя руническая
письменность, которая была заменена на арабскую. Это придало
определенный импульс к развитию науки, философии и литературы. Ислам же
укрепил главные традиции татаро-болгарской культуры и создал ряд
предпосылок для политического и экономического процветания региона.
Духовное родство и общая мусульманская религия позволяло волжским
булгарам поддерживать торговые и дипломатические отношения с огромным
миром ислама, открывало дорогу на Восток – в Священную Мекку, Турцию,
Иран и Египет. Постепенно идет вытеснение былого язычества и замена его
многозначительной архаичной символики на новую исламскую: изображения
птиц, зверей и человека заменяются цветочно-растительным и
геометрическим орнаментами, которые становятся впоследствии
доминирующими. В отличие от Киевской Руси, где в это время утверждаются
библейско-христианские мотивы, как ведущие в искусстве, в булгарском
декоративном искусстве, как и в восточных странах, эстетическим и
художественным принципами становятся узорность и декоративность. К
счастью, и в наше время можно посмотреть на изумительные произведения
булгарских мастеров, которые сохранило время - образцы украшений,
бронзовые, серебряные и золотые работы.
Новый
виток в развитии культуры и искусства начинается с включения Волжской
Булгарии в состав Золотой Орды в 1236 г. Золотая Орда
представляло собой сложно устроенную, многокомпонентную культуры, в
состав которой входили и тюркские, и монгольские, и среднеазиатские
мотивы. Для всех них были характерные общие черты, присущие традиционным
кочевым народам: пышность орнамента, богатство декоративной обработки,
использование различных драгоценных камней, металлов и самоцветов,
цветных тканей. Особое место уделялось таким ключевым атрибутам кочевой
культуры, как убранство коня, производство оружия и экипировка воина.
Постепенно развиваются
градостроительные традиции Волжской Булгарии. Величественные и могучие
ханские дворцы, соборные мечети с высокими, стремящимися в небо
минаретами, мавзолеи, украшенные изразцами белого и голубого цветов,
покрытые стеклянной глазурью и сусальным золотом – вся эта красота,
изысканность и величественность всегда удивляла путешественников и
богатых купцов, дипломатов и политиков. Уже в XIII – XIV веках
город Булгар представлял огромный для того времени градостроительный
комплекс, насчитывающий сотни строений. В 1722 году, во время посещения
города Петром I сохранилось около 70
белокаменных зданий. Тогда царь по достоинству оценил историческое
наследие, которое несет Булгар. Для сохранения городского каскада
для потомков он издал указ, повелевающий охранять комплекс, как
историко-архитектурный памятник. Интересно отметить, что площадь второго
по величине города Булгарии Биляра достигала 530 га! Это было больше,
чем у Киева (150 га) и Парижа (439 га).
Караван-сарай в г. Биляре
С распадом Золотой Орды произошло разделение и появление ряда
независимых татарских государств: Астраханское, Казанское, Сибирское и
Касимовское ханства. Особую и ведущую роль в судьбе татарского этноса
сыграло Казанское ханство со столицей в городе Казань. Именно казанские
татары оказались консолидирующим ядром в процессе формирования татарской
нации. До сих пор столица государства продолжает развивать лучшие
традиции архитектуры и зодчества. На территории Казанского Кремля
возводится много белокаменных и краснокирпичных сооружений. Вот что
писал князь Андрей Курбский, один из завоевателей Казани: «На горе
находятся крепость, царский дворец и высокие каменные мечети, где
положены их умершие цари». Также удивлялся «необычной красоте крепости
града» и Иван Грозный. Для того времени было характерно появление
каменных надгробных стел с богатой резной орнаментацией, изделий из
металла и разнообразных украшений, в которых присутствуют черты
«восточного» барокко – стиля, широко распространенного в изделиях
искусства Азербайджана и Азии.
Во второй половине XVI
века происходят новые геополитические изменения – Казанское ханство
присоединяется к Русскому государству. В Казань приезжают переселенцы из
Москвы, Пскова, Новгорода и других русских городов, которые привносят
элементы русской культуры, которая также в свою очередь подвергается
влиянию культуры Востока. Проявления этого влияния видны в отчасти
изменившейся архитектуре церквей, появлении пышной восточной узорности,
полихромности, которая не свойственна русскому искусству, однако
укоренившейся в нем в результате заимствования художественных образцов
татарской культуры. Так, например, по предположению историка М. Худякова
Соборная восьмиминаретная
мечеть Кул-Шариф, которая была разрушена на территории казанского
Кремля в 1552 году, послужила прообразом храма Василия Блаженного на
Красной площади в городе Москве. Сходство выражено в том, что храм имеет
восемь куполов и один им противопоставленный. Девятый, центральный
купол этого храма, возвышаясь над остальными восемью, олицетворял победу
креста над полумесяцем. Подобная архитектура не имеет аналогов в
русском зодчестве того времени, но зато имеет много общего с
архитектурой Востока.
В Казани расположен христианский храм
Петропавловский Собор, в архитектуре которого, по мнению многих ученых,
присутствуют не только русские и европейские, но и многие восточные
элементы. «Такого сочетания цветов мы не встречали в церковной
архитектуре других областей России, в то время, как в раскраске
татарских мечетей… преобладали именно эти цвета: охристо-желтый фон и
голубые, зеленые, белые, красные детали», - пишет ученый-историк Н.
Халитов. Сходного мнения придерживается и академик архитектуры С.
Айдаров, утверждая, что собор является памятником строгановского
барокко, возведенным с использованием наиболее характерных черт
булгаро-татарской архитектуры, которой присущи восточные и евроазиатские
компоненты.
Ярким
образцом исторического и культурного взаимодействия между Русью и
Казанским ханством являются и знаменитые «Казанская шапка» и «шапка
Мономаха» - два сохранившихся венца русских царей. Обе они попали к
русским царям от татарских ханов и представляют собой классические
образцы татарского декоративно-прикладного искусства. Они богато
инкрустированы драгоценными камнями и самоцветами, украшены вычурными
растительными узорами, присущими татарскому народному орнаменту. Иван
Грозный еще в XVI веке привез из
Казани «Казанскую шапку», также как и ханский трон, получивший
впоследствии название трона Бориса Годунова. Оба сокровища хранятся на
сегодняшний день в коллекции Оружейной палаты Московского Кремля.
В бытовой культуре татарское влияние проявилось
также весьма ощутимо. В первую очередь это относится к тюркским
названиям предметов русской одежды. Так скажем, старинная русская обувь –
чоботы, башмаки была заимствована у татар. Также как и кафтан, казакин,
кушак, тулуп. Было привнесено множество слов, касающихся торговли и
домашнего обихода: алтын, амбар, аршин, базар, барыш, бакалея, балаган,
деньга, караван и др.
Все приведенные выше сведения говорят о тесном
переплетении культур Московского, Булгарского и Золотоордынского
государств, а позже и Казанского ханства, которые торговали и воевали, а
также обменивались искусными мастерами, зодчими и ремесленниками.
В XIX веке,
когда появилось мануфактурное производство, декоративное искусство
переживает свой новый расцвет. Именно в те времена создаются
классические образцы золотошвейной и тамбурной вышивки с богатым
орнаментом, ювелирные украшения с изящной сканью, красочные женские
головные уборы – калфаки, декоративные полотенца с тончайшими узорами.
Классический татарский костюм складывается именно в это время,
формируется также единый национальный стиль в наружном оформлении и
внутреннем убранстве жилища, в обрядовых и бытовых изделиях.
В сегодняшнее время самобытные традиции татарского
народного искусства особенно актуальны и приобретают ценную
художественную значимость. Проводятся научно-исследовательские работы по
темам истории, антропологии и этнографии, организуются экспедиции,
благодаря чему музеи Казани и других городов республики пополняются
изделиями и экспонатами, имеющими высокую культурную и историческую
ценность.